Белая Криница – украинская столица русских староверов на румынской границе. Село на юге Черновицкой области, нынче в Глыбокском районе, стало мировым духовным и историческим центром старообрядчества со времен основания в конце ХVIII века.

Мы про липован Украины знали исключительно в южной Бессарабии – знаменитая «Липованская Венеция» Вилково. На юге Одесской области поселений староверов в принципе много. Как же в наших толерантных краях оказались эти колонисты?

Старообрядцы возникли после раскола в 1653 году в результате реформы патриарха Никона. Реформа, как бы сейчас сказали, была направлена на унификацию и сближение с Европой, а именно к греческим богослужебными традициями. Изменились по нынешним меркам формальности. К примеру, стало привычным для современных православных креститься тремя пальцами. Некоторые историки находят тут и украинский след – очередное объединение с нашими краями, в которые от Великого Княжества Литовского уже просочилась новая обрядовость.

Факт остается фактом – не принявших новые правила православных, теперь уже староверов, назвали еретиками и начались гонения. Не то, чтоб это помогло новой вере истребить старый обряд. От старообрядцев происходили роды таких известных российских промышленников и меценатов как Третьяковы, Морозовы, Мамонтовы.  Однако большая часть староверов, так же называемых липоване, стала искать счастья на чужбине. И Буковина, и Бессарабия были не особо густо заселены, и тут всегда были рады колонистам.

Преследования привели к тому, что староверы лишились епископата. Часть стала беспоповцами – просто остались без священников. Возрождение же духовенства поповцев произошло из монастырей Белой Криницы. Эти земли император Австро-Венгрии Иосиф ІІ отдал под поселение староверов. А ещё освободил их от налогов на 20 лет и воинской повинности на 50.

Румыны называли его Фантына Альба, Белый источник. Вода тут действительно была беловатой из-за примесей извести. Легенды гласят, что земля обетованная липован – Беловодье. Так всё сошлось и новое село назвали Белая Криница. Тут появилось два монастыря – мужской Покровский и женский Успенский. Белокриницкая митрополия была центром для всех липован вне Российской империи.

Монастырь был разрушен в 1940-х, а Белокриницкая митрополия, не меняя названия, переехала в Браил, Румыния. Село насчитывает чуть больше 160 человек, в основном старшего поколения. Но сохранившиеся храмы села всё же остаются интересными объектами для туриста.

Главная достопримечательность Белой Криницы – пятикупольный Успенский собор, облицованный голубым глазурованным кирпичом. Архитектура типично неорусская – тут на фасаде и поребрики, и кокошники. Эскизы росписей Васнецова реализовать не успели – начало ХХ века было сложным. Финансировали постройку в 1908 году московские купцы Овсянниковы, чей сын рано умер. Для липован этот собор – святыня мирового масштаба.

Рядом по улице ещё два храма: образец западно-украинского церковного деревянного зодчества Космодемьянская церковь XVIII-XIX века, и более современная зимняя Николаевская церковь. Всю эту красоту видно уже с дороги.

Главная проблема – как сюда добраться. Из Черновцов всего 45 километров, но маршрутка ходит раз в день, и сразу обратно.  Чтоб вернуться в Черновцы на общественном транспорте нужно пройти 1,5 километра к трассе. И расстояние проходится легко.

Туда мы приехали в саму Белую Криницу. С погодой на Буковине нам повезло – сказочные пейзажи в белой глазури снега. Уже на подъездах телефоны отрапортовали «Добро пожаловать в роуминг, Вы в Румынии». Украинская связь тут не ловит.

На выходе из Белой Криницы через 2 километра поля виднеются купола ещё двух храмов староверов. Но это уже территория Румынии, село Климауцы (Climăuți).Высокий купол с багровыми стенами храма Сергея Радонежского 1880 года. Храм чуть ниже – Успенский собор 1753 года.

Сама Белая Криница – село от цивилизации далекое, с магазинами тут туго. Но подобие сельмага можно найти в здании Сельского клуба. Сложно представить, как липованам, с их строгими традициями мог сгодится этот центр досуга.

Поездка в Белую Криницу – приключение, но об этой поездке не жалеешь.


Добавить комментарий

Новое на сайте

Затока
Затока – популярный черноморский курорт, не нуждающийся в рекламе. Кто-то недолюбливает её за цены, кто-то любит за отдых у моря.
Read more.
Ананьев
Ананьев – город на реке Тилигул на севере Одесской области. В прошлом центр уезда, ранее – казацкая слобода. В середине
Read more.
Кирнички
Кирнички – село болгарских колонистов на трассе Одесса-Рени. Дорога на Измаил или любой другой интересный туристу бессарабский приграничный город проходит
Read more.
Хмельницкий
Хмельницкий – город, где никогда не был Богдан Хмельницкий. Областной центр на берегах Южного Буга, транспортный узел. В прошлом Проскуров,
Read more.
Измаил
Измаил – второй по размеру город Одесской области. Главный город украинской Бессарабии расположен на берегу Дуная. Напротив уже Румыния. Как
Read more.
Байталы
Байталы – небольшое село неподалеку от Ананьева на реке Тилигул. Если уж попали в Ананьев, стоит заехать и сюда. Живописная
Read more.
Соледар
Соледар – говорящее название столицы украинской соли. Тут, на Донбассе, в 20 километрах от Бахмута – уникальная экскурсия на 300
Read more.
Фрумушика-Нова
Фрумушика-Нова – село-феникс в степях Бессарабии. Центр зеленого, этнографического и гастрономического туризма, и просто место для хорошего отдыха всей семьей.
Read more.